Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что розничная торговля товарами, является одним из ключевых секторов экономики, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающем все население. Торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы разных отраслей, предприятий и населения.
Российский рынок розничной торговли имеет богатую историю развития. На всем протяжении развития российского рынка розницы были и периоды ее полного огосударствления и периоды, когда торговля никак не контролировалась государством. В настоящее время государство оказывает помощь предприятиям сферы розничной торговли, только если они относятся к категории малого и среднего бизнеса. В остальном же российский рынок розничной торговли регулируется законами рынка и конкуренции. В настоящее время для того, чтобы выживать в конкурентной борьбе и развиваться, предприятию розничной торговли необходимо следовать тенденциям развития отрасли. Таким образом, идет глобальные изменения форматов и видов торговли, и все это является крайне актуальным для изучения.
Цель курсовой работы – анализ особенностей форм и методов организации розничной продажи товаров на примере «ВкусВилл» и разработка рекомендаций по их улучшению.
Для достижения цели были рассмотрены следующие задачи:
- изучить розничную торговлю как сущность, функции, инструменты;
- рассмотреть формы организации розничной продажи товаров;
- проанализировать методы организации розничной продажи товаров;
- дать общую характеристику компании «ВкусВилл»;
- проанализировать формы и методы розничной продажи товаров в компании «ВкусВилл».
- разработать пути улучшения организации розничной продажи товаров в компании.
Объектом исследования в курсовой работе является компания «ВкусВилл».
Предметом исследования является анализ форм и методов организации розничной продажи товаров в торговой фирме «ВкусВилл».
Методологической и теоретической основой исследования являются современные общенаучные методы познания, в частности: системно-структурный метод, сравнительный анализ.
Информационной базой курсовой работы послужила научная, учебно-методическая литература российских и зарубежных авторов, научно-правовые акты в сфере развития розничной торговли, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «ВкусВилл».
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы и приложения.
1. Теоретические основы организации розничной торговли
1.1 Розничная торговля: сущность, функции, инструменты
Глобальный и, между тем, локальный характер розничной торговли, ее сложность в организации, зависимость от факторов среды, рынка труда и ресурсов, производителей и населения формирует необходимость постоянного совершенствования процессов организации торговли, поиска механизмов оптимизации затрат и бизнес-процессов для повышения экономической эффективности при одновременном удовлетворении потребностей населения в определенном наборе экономических благ, товаров.
Проблема исследования заключается в том, что важность розничной торговли, ее несомненно, ключевая роль в процессе обеспечения населения товарами, экономическими благами, не всегда может быть эффективно реализована в силу отсутствия системного подхода, сложности и неопределенности внешней среды, часто фатального влияния глобальных социальных, экономических, политических и иных факторов на предприятия оптовой торговли.
Между тем эффективность крупных международных розничных сетей, их глобальный характер, позволяют говорить о возможности эффективной организации торговой деятельности, достижения устойчивого развития за счет эффективных процессов управления.
Важно определить сущность такого явления как розничная торговля. Следует отметить, что существует ряд легальных определений розничной торговли, так в Налоговом Кодексе РФ (часть 2) содержится следующее определение: «розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи»[5].
В Федеральном Законе от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» розничная торговля характеризуется как «вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [6].
Помимо этого, под розничной торговлей также понимается «деятельность по перепродаже (продаже без изменения) новых и бывших в употреблении товаров широким слоям населения для личного потребления или для домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
В целом, сложность розничной торговли как явления подразумевает множество ее определений, а также подходов к организации деятельности. Розничная торговля - это некое «промежуточное звено» между производителями, оптовиками и потребителями. Розничная торговля, как правило, требует значительных складских запасов, поэтому с ней связаны высокие риски хранения и капиталовложения [10, с. 66].
С экономической точки зрения розничная торговля является рыночным посредником между производителем и потребителем. Говорят о торговле как о посреднике. Здесь особенно важна функция ассортимента, то есть предварительный выбор, который торговец делает из общего ассортимента товаров одного типа. Это упрощает для потребителя обзор рынка. Ассортимент продукции основан в первую очередь на (предполагаемых) потребностях целевой группы клиентов [13, с. 254].
Можно выделить ряд функций, которые характерны для розничной торговли в современных условиях, а именно:
а) анализ спроса на товары определенного типа, соотнесение и «балансировка» спроса на них и рыночного предложения;
б) удовлетворение потребностей населения в определенных группах товаров (часто на определенной территории) посредством формирования ассортимента, соответствующего данным потребностям;
в) доведение товаров, необходимых потребителю до данного потребителя через организацию складирования, товародвижения, продажи;
г) формирование информационной базы и инструментов воздействия на производителей для увеличения качества продукции;
д) формирование товарных запасов; е) обеспечение информирования населения о товарах и услугах и др.
Торговля сегодня является важнейшей отраслью экономики, обеспечивая население товарами. Торговля тесно связана с развитием производительных сил, научно-техническим прогрессом как в материальном производстве, так и в сфере связи, коммуникаций, технологий продаж и т.д. [19, с. 32].
Эволюция и научно-технический прогресс сегодня сформировали условия для развития множества форм торговли. Как правило, по объемам торговля подразделяется на оптовую и розничную, при этом именно розничная торговля непосредственно обеспечивает товарами конечного потребителя.
Розничная торговля имеет множество форм и видов. В современных условиях хозяйствования основной целью экономического развития субъектов является улучшение качества жизни населения путем построения современной, устойчивой, открытой и конкурентоспособной в мировом масштабе экономики, формирования профессиональной и эффективной системы государственного управления.
Развитие розничной торговли осуществляется под влиянием политико-правовых, социально-экономических, демографических, географических, транспортных, организационно-технологических, управленческих, финансовых, региональных и других факторов, которые постоянно меняются [20, с. 198].
Современные организации розничной торговли сегодня активно используют различные группы инструментов управления, а именно:
а) технологии, связанные с хранением, переработкой и продажей товаров, обеспечивающие сохранность и возможности по доставке товаров потребителям;
б) инструменты, связанные с оптимизацией товарно-материальных, информационных потоков и бизнес-процессов, основанные на методах цифровизации, автоматизации процессов, математических моделей организации логистики.
Также активно используется искусственный интеллект, теория больших чисел (в крупных торговых сетях) для повышения эффективности бизнеса; в) инструменты автоматизации работы с поставщиками и покупателями, облегчающие покупки, оптимизирующие работу с поставщиками, обеспечивающие удобство оплаты и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4.– Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 17.10.2019) // Российская газета. - 2002. - № 220
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – Ст. 3824.
6. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
7. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 140
Основная литература
8. Абчук В.А. Основы предпринимательства / В.А. Абчук – СПб.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 134 с.
9. Бондаренко Е.В., Ермаков М.П. Повышение эффективности розничной торговли на основе системы менеджмента качества //Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. с.211-218
10. Баранова А. А. Разработка системы рекрутинга линейного персонала в компании розничной торговли // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 6. с.66-72.
11. Байрамов, В.Д. Экономика России: ресурсный потенциал развития: коллективная монография (к 25-летию МГГЭУ) / под редакцией д-ра соц. наук, проф. В.Д. Байрамов, канд. экон. наук И.Л. Литвиненко. – М.: МГГЭУ, 2019. – 264 с.
12. Великороссов В.В. Сущность и направления регулирования бизнес-процессов в розничной торговле /В.В. Великороссов, Л. Сыжуй, А.Ж. Якушев //Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 6 (114). – С. 65-72.
13. Веремеенко О.С. Модели развития розничной торговли в России / О.С. Веремеенко, Л.Т. Смоленцева //Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2020. – № 9. – С. 253-256.
14. Жулина, Е.Г. Конкурентоспособность отечественных предприятий: развитие и стандартизация управления / Е.Г. Жулина Саратов: ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. – 145 с.
15. Каганов, В.Ш. Организация поддержки малого бизнеса / под редакцией Каганова В.Ш. – М.: Академия менеджмента и рынка. 2019. – 343 с.
16. Калинин А.В. Анализ развития и состояние мало¬го и среднего бизнеса в мире / А.В. Калинин // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – С. 3-12.
17. Крутик, А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике / А.Б. Крутик – М.:ИНФРА, 2020. – 258 с.
18. Кулик, Н.А. Государственная поддержка малого бизнеса в Россия / Кулик Н.А. // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2019. – № 11. – С.12-20.
19. Корецкая Л.К. Потенциал розничной торговли потребительской кооперации /Л.К. Корецкая, Л.П. Наговицина, Е.В. Наговицина //Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2021. – № 1 (35). – С. 32-36.
20. Кнышбаев А.А. Понятие и сущность предприятий розничной торговли /А.А. Кнышбаев //Молодой ученый. – 2021. – № 25 (367). – С. 197-201.
21. Лапуста, М.Г. Малое и среднее предпринимательство / М.Г. Лапуста – М.: ИНФРА-М, 2021. – 343 с.
22. Леонтьев, А.В. Специфика предпринимательской деятельности / А.В. Леьнтьев // Вестник КГУ – 2019. – № 4. – С. 45-50.
23. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов – СПб.: ГМП «Фармико», 2020. – 167 с.
24. Махдиева Ю.М. Тенденции развития и нынешнее состояние розничной торговли в России / Ю.М. Махдиева, С.З. Магомедова //Столица науки. – 2020. – № 5 (22). – С. 129-136.
25. Максимцов, М.М. Менеджмент малого бизнеса / Максимцов М.М., Горфинкеля В.Я. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 269 с.
26. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики» [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/.(Дата обращения 26.12.2021).
27. Стефанова Н. А., Карягина М. Новая экономическая реальность в сфере торговли малого и среднего бизнеса // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. с.160-164
28. Хизрич, Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Выпуск 1 / Р. Хизрич, М.Питерс/ пер. с англ. – М.: Прогресс-Универс, 2019. – С. 66-70.
29. Госзаказы для малого бизнеса в России значитель¬но отстают от нормы [Электронный ресурс].– Режим доступа: URL: http://www.bizguru.ru/ node/538 (Дата обращения 26.12.2021).